Запретная память: как украинский Милан ответил на лицемерие олимпийских боссов

Пока спортивные чиновники запрещают украинскому скелетонисту чествовать погибших, диаспора в Милане устраивает собственный трибунал над цинизмом. И это только начало.
Кажется, в мире большого спорта есть вещи, страшнее допинга. Например, память. Украинского скелетониста Владислава Гераскевича цинично дисквалифицировали за желание выйти на старт в шлеме с фотографиями убитых Россией спортсменов. Мол, это "политический жест". И пока олимпийские функционеры прячут глаза, делая вид, что мир можно построить на молчании, на улицы Милана вышли те, для кого память - это не политика, а боль.
Итало-украинская ассоциация UaMi устроила мощный флешмоб у символической Арки Мира. Группа людей в шлемах, из которых на мир смотрели погибшие украинские атлеты. Это была не акция протеста, а акт человечности. "Для нас это не политический жест, а человеческий акт памяти и уважения", - метко объяснила одна из организаторов Анна Гордон. Они просто напомнили миру о цене, которую платит Украина.
Ирония судьбы: лозунгом акции стали строки из стихотворения, звучавшего на церемонии открытия Игр: "Есть вещи, которых никогда нельзя делать... например, война". Организаторы задают логичный вопрос: если вся церемония была пропитана призывами к миру, то почему одному спортсмену нельзя напомнить о реальной войне? "Если ношение "шлема памяти" - это пропаганда, то вся церемония открытия также должна была бы считаться таковой", - добавляет Гордон, указывая на вопиющее лицемерие системы.
Но украинцы в Милане не привыкли ограничиваться мирными флешмобами. Их ответ был комплексным и, скажем так, креативным. Еще в первый день Олимпиады город "украсили" наклейки с лицом Путина и напоминанием, что его разыскивает суд в Гааге. Особое "внимание" уделили российскому консульству - вся улица и ближайшая станция метро недвусмысленно намекали, что террористам здесь не рады.
И это еще не финал. На 22 февраля, в годовщину полномасштабного вторжения, диаспора готовит масштабный марш под лозунгом "Защитим будущее поколение". Это будет не просто шествие, а мощный перформанс с отдельными блоками, посвященными депортированным детям, пленным, защитникам "Азовстали" и борьбе с российской пропагандой. Перед этим в небе появится огромный баннер с призывом "Закройте небо". Украинцы не просят, они требуют.
А что же сам Гераскевич? Пока олимпийский комитет его наказывал, Украина его наградила. Президент Зеленский лично вручил спортсмену орден Свободы. Это лучший ответ всем, кто думал, что память можно запретить или дисквалифицировать. Она всегда найдет путь - то на шлеме одного смельчака, или на улицах европейского города, где неравнодушные люди продолжают его дело.




